Что такое взаимоотношения между людьми. Виды отношений между людьми. Проблема отношений между людьми
Общаться с окружающими людьми – одно из важных умений, с которым мы сталкиваемся каждый день. Коммуникационный навык приобретается и формируется в детстве, а затем – в зависимости от личного опыта и окружающих людей – преобразуется, совершенствуется или деградирует. Как строить взаимоотношения с людьми не только успешно, но и на взаимовыгодной основе, знает далеко не каждый современный человек. Тут важно обладать не только аналитическими способностями, но и знать, какие существуют правила и секреты этого процесса.
Но все это в первую очередь зависит от самого человека. Кому-то это дается проще, кому-то тяжелее. Проблема взаимоотношения с людьми всегда будет остро стоять в современном обществе, и эту тему никогда не перестанут изучать всевозможные психологи и социологи – а все потому, что это настоящая кладезь новых идей и теорий, которые позволяют узнать больше об обществе в целом, и о каждом человеке конкретно.
Давайте разберем правила и секреты успешного построения отношений с окружающими людьми на основе рекомендаций практикующих психологов.
Три главных секрета коммуникационного успеха
Как говорят психологи, существуют три главных секрета коммуникационного межличностного успеха. Они включают в себя такие аспекты, как:
- способность слушать и слышать своего собеседника;
- способность адекватно оценивать собственные способности и роль в жизни контактера;
- адекватность психологических реакций в ответ на получаемую информацию.
Если вы испытываете проблемы при контакте с другими людьми, то в первую очередь стоит обратить внимание на детство. Бывает даже самые мелкие и незаметные на первый взгляд события становятся причиной серьезных проблем. Очень важно с самого раннего детства учиться находить с окружающими общий язык, что не всегда бывает просто. Но именно благодаря этому мы учимся быть взрослыми и учимся строить отношения с другими людьми. Без подобного навыка прожить в современном мире невозможно: хочешь, не хочешь, а каждый день вы общаетесь с продавцами, соседями, родителями и коллегами.
Способность выслушать и адекватно оценить полученную информацию — самый важный навык коммуникации. Невозможно построить успешные взаимоотношения с окружающими людьми, если не давать именно ту реакцию, которую ожидает увидеть собеседник. Например, подруга, рассказывая о своих проблемах в отношениях с мужчинами, не всегда хочет услышать сожаление и жалость. Чаще всего такой человек ищет моральной поддержки и информацию, которая поднимет самооценку.
Нужно всегда оставаться верной себе, в не зависимости от того с кем вас свела судьба в жизни и на работе. Не пытайтесь произвести впечатление на человека, представляясь тем, кем на самом деле не являетесь – даже маленькая ложь в подобных вещах рано или поздно раскроется. Не старайтесь быть кем-то кроме себя – это лучший способ наладить отношения с другими людьми. Мы всегда чувствуем, когда человек искренен, а когда пускает пыль в глаза. И ваши действия также должны показывать вас как индивидуальность, а не красивую копию чьего-то образа. Делайте и поступайте, так как считаете нужным. При обсуждении того или иного вопроса, стоит быть наверняка уверенной в тех вещах, о которых вы говорите.
Также стоит быть искренне заинтересованной в том, о чем вы говорите с другим человеком. Это наилучший способ познакомиться и подружиться с большим количеством людей. Еще одно важное условие – это уважение и к себе, и к собеседнику. И не скупитесь на комплименты и похвалу – людям очень нравится, когда их заслуги ценят по достоинству и отмечают их действия. Это не только способ проявить свою воспитанность, но и возможность поднять самооценку другому человеку, придать ему уверенности или прибавить энтузиазма в каком-либо начинании.
Основа отношений между людьми — доверие и искренность!
Фундамент и основа любых взаимоотношений – это доверие, без него далеко не уйдешь в современном мире. Доверие возникает только в том случае, если человек уверен в том, что именно вы из себя представляете. Не стоит ставить стены во взаимоотношениях с людьми из-за прошлого печального опыта – несомненно, сделать это очень и очень сложно. Но этот полезный навык только прибавит вам плюсов как личности, очень сильной личности.
Доверие и искренность своих намерений — это прочная основа крепких и длительных отношений между людьми вне зависимости от социальных и гендерных различий!
Следующий принцип гласит: «Говорите, что собираетесь делать. И делайте это». Не стоит давать обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не стоит обещать человеку золотые горы, если вы даже не уверенны в своих силах или не имеете понятия, как это будете делать. Будете человеком слова, и тогда окружающие, несомненно, потянутся к вам. Люди будут знать, что вам можно доверять, что вы целостный человек, который прекрасно знает свои возможности и умело их принимает, и не обращает внимания на зависть и глупость окружающих, он не пытается казаться кем-то другим.
Улыбайтесь как можно чаще и при любых обстоятельствах. Только посмотрите на окружающих. И что вы там видите? Уставшие, раздражённые и нетерпеливые лица людей, которые вечно куда-то спешат или с кем-то ругаются. К ним даже подойти не хочется, не то что разговаривать. Улыбающийся человек сразу привлекает к себе внимание окружающих и инстинктивно вызывает чувство доверия. Улыбка является лучшим аксессуаром для девушки, о чем не забывают нам говорить дизайнеры чуть ли не с самого времени появления моды. Она словно говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливой. Я рад тебя видеть». Только попробуйте, и вы увидите – люди, в большинстве своем, отвечают нам тем же.
Успешные люди в основной своей массе знают о том, как строить взаимоотношения между людьми на различных социальных ступеньках. Это позволяет им мотивировать окружающих на успешную деятельность, поддерживать в трудную минуту и оказывать влияние на поведение сотрудников. Стоит использовать эти правила и секреты для успешного построения межличностных коммуникаций.
При разговоре стоит избегать критики, осуждения или жалости, которые зачастую ничуть не решают проблему, а иногда даже усугубляют проблему. Сами того не замечая вы можете обидеть человека или совсем испортить отношения. Стоит внимательно следить за своей речью и попытаться понять человека, а не осуждать, не зная и не разбираясь в ситуации. Поставьте себя на их место: чтобы вы предприняли в подобной ситуации, какого было бы вам и что бы вы предприняли? А затем вместе с собеседником постарайтесь найти путь или хотя бы разработать несколько возможных вариантов выхода из той или иной ситуации.
И последнее, самое главное правило – это умение промолчать в нужный момент. Именно это качество мы так ценим в других, и хотим, чтобы замечали и ценили в нас. Умение промолчать в нужный момент и выслушать, не перебивая собеседника, располагает людей к более откровенному диалогу, или просто беседе в доброй и спокойной атмосфере.
Взаимодействие как элемент поведения
Социальные общности могут существовать в результате того, что между людьми, их образующими, возникает взаимодействие. Общение людей является важной частью их поведения, под которым понимается любая заметная реакция организма животного либо человека на воздействие окружающей среды.
Все поведение людей условно можно разделить на вербальное, то есть осуществляемое с помощью речи, языка, и невербальное – связанное с использованием знаков, не составляющих язык, или с прямым физическим воздействием. Кроме того, поведение может быть внутрисоциальным, то есть направленным на других членов социальной общности (собственно общение ), группы, и внешним, направленным на объекты природы.
Примеры различных форм поведения
Внутри социума Вне социума
Вербальное Разговор, чтение Молитва силам природы
печатного текста (богам) о ниспослании дождя
Невербальное Поцелуй, рукопожатие Охота, собирательство
Чем более развито общество, тем большее значение в его жизни имеет вербальное и внутрисоциальное поведение, тем меньшее – невербальное и внешнее. Даже в обществе примитивных охотников и собирателей все основные процедуры, связанные с добыванием и приготовлением пищи, с защитой организма и воспроизводством рода, всегда «обставлены» ритуалами, мифами, то есть вербальными формами поведения, которые организуются социальными группами и осуществляются внутри групп. Поэтому в дальнейшем, говоря о поведении, мы будем иметь в виду, прежде всего, внутрисоциальное поведение, осуществляемое в той или иной форме посредством языка.
В науке взаимодействие между людьми рассматривается в трех аспектах:
– передача информации с помощью знаков, в том числе языка, ее восприятие и рациональное понимание;
– роль эмоций во взаимодействии;
– отношения между людьми по поводу ресурсов (конкуренция и кооперация).
Очень условно эти три аспекта можно назвать вербальным, эмоциональным и поведенческим .
Необходимо специально подчеркнуть, что речь не идет о трех разных видах взаимодействия. Действительно, эмоции обычно вызываются словами и возникают по поводу раздела того или иного ресурса. В свою очередь, отношения по поводу ресурсов почти никогда не обходятся без слов и эмоций. Речь идет именно о трех различных подходах, практикующихся в разных разделах науки. Поэтому полную и адекватную картину взаимодействия в каждой конкретной ситуации может дать только сочетание разных подходов для анализа каждой конкретной ситуации.
Среди животных, так же как и среди людей, присутствуют все три вида контактов – и знаковый, и эмоциональный, и физический. Отличие взаимодействия в животном мире и в мире людей состоит в том, что в общении между людьми принципиально иную роль играет общение посредством знаков. Точнее, с помощью одной из разновидностей знаков – с помощью системы символов , которую принято называть языком в широком смысле этого слова .
Язык как основа общества
Наличие устной и письменной речи, живых и искусственных языков делает человека человеком. Язык позволял человеческим сообществам на ранних этапах их развития быстро и эффективно приспосабливаться к изменяющейся внешней среде, что создавало преимущества перед животным миром в процессе эволюции.
Важной составляющей взаимодействия является коммуникация, или обмен информативными сообщениями. Взаимодействие, помимо обмена информацией, включает, например, физическое воздействие и его последствия для передающей и принимающей стороны.
Коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие с помощью знаков, передает то или иное сообщение, пользуясь определенным кодом. В ответ на каждое «сообщение», которое может выражаться через разговорный язык или любую другую знаковую систему, используемую в данном обществе, получатель отвечает встречным сообщением. Заметим, что отсутствие какой-либо реакции также является сообщением.
Основу любых коммуникаций, в том числе и в сообществах животных, составляет обмен знаками.
Знак – это материальный предмет (звук, изображение, артефакт), в определенной ситуации выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства, отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений.
Самые простые знаковые системы информируют партнеров по контактам о физиологическом состоянии организма, то есть знаки непосредственно представляют каждого из участников контактов, и только. Когда, например, пёс метит столб, остающийся запах является знаком пса, и в определенных ситуациях информирует других собак о том, кто здесь был, какого он возраста, пола, роста и т.д. К знаковому обмену такого рода способны все виды животных. Очевидно, что сохраняются они и у человека. Так, например, след ботинка является знаком прошедшего по снегу человека.
Сложные знаковые системы, возникающие у более развитых животных, позволяют в процессе контактов не только передавать информацию о собственном физиологическом состоянии, но и о каких-либо «третьих» предметах, существах, которые важны для участников контакта. Например, крик птицы способен стать сигналом опасности или, напротив, сигналом добычи. Это знаки гораздо более высокого уровня, ибо они утрачивают непосредственную связь с тем, что ими обозначается (ведь крик уже совсем не похож ни на врага, ни на добычу). Более того, как показали современные исследования, по крайней мере высшие приматы способны к выработке знаков, обозначающих новые, ранее неизвестные их предшественникам предметы. Создание подобного рода знаковых систем является своеобразным пределом, который, да и то весьма редко, может быть достигнут в животном мире.
В мире животных любой знак может обозначать лишь какой-то материальный предмет или ситуацию, непосредственно связанную с жизненными интересами данных (взаимодействующих) особей. Даже знаки высшего рода, о которых говорилось в предыдущем абзаце, в конечном счете оказываются неразрывно связанными с конкретной, единичной ситуацией. Их восприятие может вызвать какое-то генетически запрограммированное действие, но в животном мире знак никогда не может стать носителем новой схемы поведения – схемы, которая обладала бы самостоятельной ценностью и носила бы некий универсальный характер. На это способны лишь люди, ибо в их коммуникациях знаки впервые освобождаются от какой-либо привязки к конкретной, единичной ситуации. Именно благодаря этой особенности знаковых систем человека с помощью последних оказывается возможным культурное наследование.
Знаки, существующие исключительно в коммуникациях людей и реализующие собой культурное наследование, называются символами .
Символами называются знаки, во-первых, физически не связанные с тем, что они обозначают, во-вторых, изображающие не единичный предмет, а некие всеобщие свойства и отношения, в частности схемы и способы поведения человека.
Таким образом, если способность к знаковому обмену существует уже у животных, то способность к обмену символами появляется лишь у человека. Причем символы, используемые им, в большинстве случаев функционируют не отдельно друг от друга, а образуют собой целостную систему, законы которой задают правила их образования. Такие символические системы называются языковыми.
Сейчас уже экспериментально доказано, что высшие приматы могут изготовлять простейшие орудия труда. Более того, они могут их «запасать» и использовать вторично; могут они и обучить на конкретных примерах других членов своей группы – показать им, как они это делают.
Но приматы, в отличие от людей, не могут двух вещей:
– рассказать своему сородичу, как сделать палку-копалку или каменное рубило, если его собственный «экспериментальный образец» оказался потерян, а ничего подходящего для демонстрации технологических приемов его изготовления под рукой нет;
– объяснить (да и понять), что один и тот же технологический прием, который был использован для добычи банана с дерева (удлинение конечности с помощью палки), может использоваться и при ловле рыбы, и при обороне от врагов. Для этого необходимо, чтобы конкретная палка в межгрупповом общении была заменена абстрактным знаком-символом палки, относительно которой вечером у костра можно обсудить разные способы ее использования, то есть необходим язык.
Человек – существо физически слабое, по сравнению со многими другими животными, и было мало приспособлено к выживанию в агрессивной среде. Поэтому даже на самых ранних этапах развития люди стремились держаться группами, примерно как современные обезьяны-приматы – шимпанзе, орангутанги, гориллы. Таким образом, уже на ранних этапах развития человечества сложилась форма объединения людей, называемая сейчас «социальной группой». Такая группа могла складываться вокруг старшего мужчины или вокруг старшей женщины и включала в себя обычно 5–8 человек.
Язык был нужен человеку для того, чтобы поддерживать существование своей группы:
– во-первых, общаться, передавая важные сообщения;
– во-вторых, отличать членов своей группы;
– в-третьих, различать другие такие же группы, живущие или кочующие по соседству.
Таким образом, изначально язык связан с формированием человеческих групп, поскольку его функции совпадают с тремя фундаментальными свойствами человеческой группы (см. параграф 2.1).
Для последних двух целей использовался не только разговорный язык , но и другие символические системы: татуировки, украшения, формы одежды и так далее. В обыденной жизни язык, как правило, отождествляют с языком словесным, или с речью. На самом деле, словесный язык является важнейшим, но не единственным средством коммуникации, ибо существует множество других языковых систем. Например, хорошо известный каждому язык жестов, без которого принципиально невозможно полноценное человеческое общение. На примере неречевых языков наглядно видно, что граница между символами и другими знаками достаточно тонка. Языки жестов и запахов, используемые людьми, имеют выраженное животное происхождение. Некоторые символы имитируют физические свойства обозначаемых ими предметов (например, слова барабан или щебетание ). Но эти примеры показывают лишь, что первоначально системы символов произошли из более простых знаковых систем, доступных животным, однако в процессе развития отдалились от них.
Наиболее рельефно преимущества языка по сравнению с другими знаковыми системами проявляется при появлении письменности. Ее значение состоит не только в том, что письменность позволяет передавать сообщения, смысл которых может восприниматься однозначно, поскольку за письменным словом гораздо легче закрепляется точное содержание, чем за устным. Самое главное – она позволяет передавать накопленный опыт от поколения к поколению, накапливать его, создавая тем самым основу для формирования культуры (см. главу 11). По мнению многих современных исследователей, устная речь является слишком эфемерным и неустойчивым носителем, чтобы осуществлять жизненно важную связь между поколениями. Поэтому, согласно одной из современных гипотез, именно возникновение письменной речи является той границей, обозначайющей окончательное выделение человека из животного царства. И действительно, если практически все остальные особенности жизнедеятельности человека (изготовление простейших орудий, групповой образ жизни, наличие общения посредством звуков) мы, по крайней мере на зачаточном уровне, наблюдаем уже в мире животных, то никаких даже близких аналогов письменной речи в животных сообществах не обнаружено. Другое дело, что подобная речь, по крайней мере первоначально, могла выступать в весьма непривычном для наших сегодняшних представлений качестве: в виде разрисованного и украшенного перьями идола или даже в виде скола на камне [13 ].
Каким образом она возникла, что позволило нашему далекому предку в камне или куске дерева увидеть не просто материальное тело, интересное лишь своими физическими свойствами, а носителя своей (или чужой) мысли или чувства, позволило увидеть в нем средство обращения одного человека к другому – это и по сей день является одной из наиболее фундаментальных загадок антропогенеза (происхождения человека как вида).
Итак, в отличие от животных, для человека характерен не просто групповой образ жизни и, следовательно, постоянные коммуникации людей друг с другом. Прежде всего, для него характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), причем в этом взаимодействии участвуют как ныне живущие, так и ушедшие поколения. Именно это взаимодействие в конечном счете определяет собой формы и способы жизнедеятельности (то есть социальные, экономические, семейные, политические, религиозные и прочие отношения) человека.
Основное назначение языка – формирование и поддержание связи между людьми. Однако уже давно существует афоризм, что язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли. Наука способна помочь тогда, когда люди стремятся точно понять мысли друг друга, но это им не удается. Эта ситуация как раз является предметом определенных научных исследований. Она может возникать и между представителями одного народа, одной культуры; однако наиболее часто взаимонепонимание возникает тогда, когда общаются люди, говорящие на разных языках. Казалось бы, эту проблему легко решить, если использовать словари и труд переводчиков или самостоятельно изучить другой язык. Оказывается тем не менее, что разные языки по-разному описывают мир. Особенно наглядно это видно на примере обозначения цветовой гаммы. Спектр цветовой последовательности (от красного до фиолетового) – явление объективное, не зависящее от культуры, к которой принадлежит человек, воспринимающий цвета и называющий их. Тем не менее лингвисты давно заметили, что в разных языках для обозначения цветовой гаммы используется разный набор терминов. Самый простой и доступный всем пример – в английском языке, в отличие от русского, нет отдельных слов для различения голубого и синего цветов, хотя оба языка относятся к одной и той же – индоевропейской – семье языков. В языке одного из индейских племен (зуни) отсутствуют отдельные слова для обозначения желтого и оранжевого цветов. Сказанное относится не только к цветам, но и к другим явлениям. Например, в языке другого индейского союза племен (хопи) одним словом называются птицы, а другим словом – все остальные летающие существа и предметы (комары, космонавты, самолеты, бабочки и так далее) [14а , 58–60].
Набор слов, с помощью которого описывается тот или иной круг явлений, в каждом языке зависит от того, как развита данная сфера деятельности среди носителей языка.
Например, в Советском Союзе сфера банковских услуг населению была весьма ограничена. Соответственно, в русском языке не существовало многих терминов, обозначающих банковские операции. Поэтому с развитием банковской сети в России их пришлось заимствовать из английского языка.
Наблюдая подобные различия между языками, американский лингвист Бенджамин Уорф в 20–30-е годы XX века выдвинул так называемую гипотезу лингвистической относительности , названную впоследствии гипотезой Сепира-Уорфа (Э.Сепир – учитель Б.Уорфа). Суть этой гипотезы состоит в том, что язык не отражает процесс мышления, как это принято считать, а формирует его. Из этой гипотезы следует, что люди, говорящие на разных языках, особенно если эти языки сильно различаются, в принципе не могут адекватно понять друг друга, поскольку не только говорят, но и думают по-разному.
Многолетние исследования показали, что такая позиция не совсем верна. Действительно, разные языки по-разному отражают мир. Однако этот мир – общий для всех людей, так же как человеческое сознание принципиально одинаково у людей, независимо от того, на каком языке они говорят.
Различаются языки тем, какие отношения и явления с их помощью легче описать . Например, качество снега для среднего европейца – вещь интересная, но не очень важная. Поэтому и обозначается он одним словом «снег», а если надо отразить состояние конкретного снежного покрова, то используются дополнительные характеристики, например: «снег мягкий, как пух» или «снег жесткий, как крупа». Если же необходимо одновременно характеризовать температуру снега и оттенок его цвета, то описание конкретного состояния снежного покрова превращается в целую поэму. Для европейца такой подход вполне приемлем. Однако для жителя побережья Ледовитого океана, оленевода или охотника, такая «поэтика» может дорого обойтись. Выбирая маршрут кочевья или встретившись в тундре с другой семьей, он должен быстро, а главное точно и однозначно описать собеседнику состояние снега, учитывая его характеристики, важные для жизнедеятельности. Например, если наст слишком жесткий, олени могут не добраться до ягеля. Если снег слишком рыхлый, он не дает возможности перемещаться на нартах. Поэтому каждое состояние снежного покрова, важное для жизни, имеет собственное наименование. Число таких наименований в разных языках может достигать 20–30.
Таким образом, и европеец, и эскимос могут описать на своих языках самые разные состояния снега. Однако эскимос сделает это быстро, точно, и его сообщение другим эскимосом будет воспринято однозначно. Если то же самое попытается сделать европеец, это будет очень длинно и неоднозначно. Такое различие возникает потому, что для эскимоса состояние снега играет более важную роль в жизнеобеспечении и повседневной практике, чем для европейца.
Поэтому взаимопонимание между представителями разных культур возможно, хотя различия в языке и затрудняют его. Это относится не только к представителям разных народов, но нередко к тем, кто говорит на одном языке. Еще К.Маркс отмечал, что в классовых обществах в каждой национальной культуре присутствует фактически две разные культуры – культура высших классов и культура эксплуатируемых классов. Близкую позицию по данному вопросу занимал и М.Вебер.
Для современного общества ситуация еще сложнее. В рамках единой национальной культуры (соответственно, и языка) складывается множество субкультур, каждая из которых пользуется собственным вариантом языка. Многочисленные исследования в области психолингвистики убедительно показывают, что тем не менее картина мира, которую описывают эти сленги, близка, поэтому взаимопонимание в принципе возможно.
Эмоциональные контакты
Вербальными контактами, однако, не ограничиваются взаимоотношения между людьми. Важную роль во взаимодействии людей играют эмоции. Психологами установлено, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) тем сильнее, чем выше потребность человека в достижении результата и чем больше неопределенность ситуации, в которой он действует.
Проявления человеческих чувств весьма многообразны – от мимолетной оценки прохожего в толпе до массовых движений, таких как социальные революции, которые меняют лицо истории. В социологии и социальной психологии рассматриваются далеко не все стороны человеческих чувств. Социальные науки интересует в первую очередь влияние чувств на формирование социальных групп и групповое поведение, то есть наиболее устойчивые и массовые их проявления. Рассмотрим лишь наиболее известные направления изучения влияния эмоций на человеческое поведение.
Еще в самом начале XX века было замечено, что на эффективность работы производственных и творческих коллективов значительное влияние оказывает психологический климат, который в них сложился. В частности, имеет значение, насколько соответствует формальное распределение обязанностей в коллективе эмоциональному отношению его членов друг к другу. Например, пользуется ли начальник уважением и расположением коллектива; есть ли в коллективе «теневой лидер», позиция которого может повлиять на эффективность его деятельности, и так далее (см. 3.2; 3.6.3). Под влиянием исследований в этой области родилось такое научное направление, как социометрия (основатель – Дж.Морено).
Изучение эмоционального взаимодействия людей показало, что эмоции только на первый взгляд представляются сугубо индивидуальным проявлением человеческой психики. На самом деле они такой же продукт групповой, общественной жизни человека, как и язык. Социальные психологи подтвердили истину, которая лежит в основе русской поговорки: «На миру и смерть красна». Многочисленные исследования показали, что принадлежность человека к социальной группе является его неотъемлемой психологической потребностью . Абсолютное большинство как положительных, так и отрицательных эмоций связано с участием человека в социальных группах и других сообществах. Люди легче переносят стресс, если они чувствуют, что входят в социальную группу. И наоборот, они становятся не только психологически, но и физиологически менее устойчивыми, если рвутся привычные социальные связи. Так, в науке хорошо известен так называемый эффект «разбитого сердца». С полной достоверностью установлено, что смертность среди овдовевших людей значительно выше, чем среди тех, чьи супруги живы. Это относится ко всем возрастным и социальный группам, но особенно заметна эта разница в молодом возрасте (25–30 лет).
В штате Калифорния (США) в 70-е гг. XX века было проведено масштабное исследование, посвященное влиянию социальной поддержки на здоровье человека. Под социальной поддержкой понималось не столько материальная помощь, сколько именно психологические аспекты: семейное положение, членство в клубах и церковных общинах, положительные отношения с друзьями и родственниками. В течение 9 лет ученые наблюдали за 4000 человек. Оказалось, что смертность среди мужчин, имевших хороший эмоциональный климат, была в 2,3 раза ниже, чем среди «одиночек». Среди женщин эта разница была еще больше – 2,8 раза.
Одним из проявлений такого влияния является внушение , или, как выражаются социальные психологи, суггестия .
Наша повседневная жизнь полна примеров, когда массовое поведение людей нельзя понять, исходя из логического анализа воспринимаемых ими речевых сообщений. Особенно ярко это проявляется на примере рекламы, как рыночной, так и политической. Напомним только три сюжета, активно используемых в последние годы в рекламе и взятых нами из реальных телевизионных роликов.
Реклама убеждает нас купить моющее средство (мыло, зубную пасту, стиральный порошок), которое «убивает 99,9% всех известных бактерий» . Но из школьного курса биологии нам известно, что 99,5% бактерий , как окружающих человека, так и обитающих внутри организма, жизненно необходимы для его существования. Если верить рекламе, рекламируемое средство – страшный яд, который не то что использовать, но и брать в руки смертельно опасно!
Автомобиль карабкается по невиданным тропическим или арктическим пейзажам или обгоняет самолет. Но ему же придется ездить в городе! Зачем ему скорость 300 км/ч или мотор мощностью 500 л.с.?
Исследования показали, что, воспринимая рекламу, человек подсознательно ориентируется не только на ее рациональное содержание, которое может быть выражено с помощью текста, но и на ее эмоциональный фон, вернее на то, какие эмоции она у него вызывает. Люди склонны доверять рекламе, если в ней действуют персонажи, похожие на самих зрителей, либо на тех, кому они хотели бы подражать, так называемые референтные группы (см. 2.4.5). Доверие это в основном базируется на эмоциях и не имеет прямого отношения к рациональному выбору. Напомним, что эмоции сильны, когда у человека велика потребность (например, защитить своих детей от инфекции) и недостаточно информации для осуществления рационального выбора. В этом случае человек предпочитает ориентироваться на таких же людей, как он сам, или таких, каким он хотел бы подражать. Реклама моющего средства рассчитана на современных домохозяек, которых напугали тем, что «все болезни от микробов», вызывающих смертельные болезни, возникающие «от грязи». Реклама «суперпаркетника» рассчитана на молодых амбициозных мужчин, добившихся некоторого успеха и желающих казаться очень успешными, может быть, даже более успешными, чем на самом деле.
Реклама становится неуспешной, если в качестве действующих лиц в ней выступают персонажи, с которыми зрителям трудно ассоциировать себя или даже они вызывают их неприязнь. Например, если бы в знаменитой рекламе МММ середины 90-х годов вместо Лёни Голубкова появился респектабельный представитель среднего класса или успешный кооператор, отношение к которым в то время было весьма напряженным, вряд ли она пользовалась таким успехом.
Фактор эмоциональной идентификации используется мастерами рекламы и при организации «сетевого маркетинга». Для того чтобы сделать устойчивыми доходы от продажи своей продукции, фирмы с известными брендами формируют круг «своих» покупателей, которые готовы приобретать только товары этой фирмы, независимо от качества и цены товаров конкурирующих фирм. Вот что пишет один из исследователей рекламы по поводу политики знаменитой американской фирмы, производителя мотоциклов Харли-Дэвидсон: «Харли-Дэвидсон помогает сочетать радость от обладания одним из ее тяжелых мотоциклов с чувством товарищества, объединяющим всех владельцев Харли, и это чувство по своей эмоциональной силе не уступает наслаждению прекрасными качествами самого мотоцикла» . Таким образом, эмоции играют важную роль во всех структурах общества, во всех общественных процессах.
Конкуренция и кооперация
Как вербальное, так и эмоциональное взаимодействие между людьми (индивидами) часто (хотя, как мы видели на примере «эффекта разбитого сердца», далеко не всегда!) определяется стремлением обладать тем или иным материальным ресурсом. В родовых обществах это могут быть охотничьи угодья. В аграрных обществах основные ресурсы – это земли и торговые пути; в индустриальных и постиндустриальных обществах – залежи естественных ресурсов (нефть, газ, редкоземельные металлы и так далее). Не всегда, однако, конкуренция ведется из-за природных ресурсов. В современном сложном обществе таким ресурсом могут быть деньги, электорат и так далее. По определению Большого Толкового Социологического словаря издательства «Коллинз»: «Конкуренция – деятельность, в которой человек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) в достижении цели, особенно когда искомые результаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться» [7 , I, 319–320].
В качестве альтернативы конкуренции часто рассматривается кооперация (сотрудничество), которая определяется как «совместная деятельность по достижению желаемой цели» [7 , I, 330]. Крайней формой проявления стремления к кооперации на индивидуальном уровне является альтруизм – «заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном» [7 , I, 24].
Соотношение конкуренции и кооперации всегда волновало людей. Особенно актуальным стало это соотношение в условиях глобального развития рыночных отношений. Конкуренция, как известно, является основой рыночной культуры. В связи с этим некоторые социальные философы стали доказывать, что именно конкурентные отношения являются абсолютным благом и всегда преобладали в общении людей. По их мнению, именно благодаря конкуренции вообще и рыночным отношениям в частности, были созданы все «блага цивилизации».
Столь смелое заявление идеологов рынка вызвало естественное желание ученых проверить, а действительно ли конкуренция всегда преобладала в обществе и все хорошее было создано лишь благодаря ей и вопреки стремлению людей к кооперации? Конечно, лучшую информацию для выявления роли конкуренции и кооперации в жизни общества может дать историческое знание, то есть изучение реальных процессов, происходивших в обществе. Однако такие данные не всегда позволяют делать строгие научно обоснованные выводы. Дело в том, что одни и те же события трактуются разными людьми по-разному, в зависимости от их идеологических установок.
Поэтому исследователи в области социальной психологии прибегают к такому методу, как экспериментальные исследования . В этом случае ученые набирают группы людей, ставят их в различные ситуации, а затем фиксируют результаты с помощью строгих методик (ведение протокола наблюдений, видеосъемка и т.д.). Такой подход также не свободен от недостатков, однако он позволяет повторять эксперимент другим исследователям, и, тем самым, подтверждать или опровергать выводы предшественников.
В нашей книге мы ссылаемся на некоторые из таких экспериментов. Так, английский психолог Г.Таджфел (см. 6.5) проводил исследования на школьниках, отдыхавших в летнем лагере. Изначально школьники не были знакомы друг с другом. В начале смены их разбивали на две команды и проводили военную игру (по типу «Зарницы» советских времен). В ходе игры каждая из команд формировала сама себя как группу, то есть у нее возникали идентификаторы (наименование группы и значки), распределялись социальные роли, формировались нормы и ценности, была групповая цель – победить в игре. Другими словами, каждая группа создавала свою субкультуру.
После завершения игры команды распускались, а из школьников были сформированы новые отряды, никак не пересекавшиеся с прежними группами. Несколько дней спустя после завершения игры проводился индивидуальный конкурс, где победа доставалась уже не группе, а конкретному участнику. Судьями в этом конкурсе были сами школьники. Естественно, судьи не всегда объективны. У большинства из них возникали свои предпочтения, и в спорных (а часто и в бесспорных) случаях они «подсуживали» определенным конкурсантам. Когда исследователи с помощью статистических методов попытались выяснить, по каким же признакам судьи выбирают «фаворитов», то оказалось, что главным из таких признаков является не модный «прикид», привлекательная внешность, лидерские способности, художественные таланты и даже не членство в «новом» отряде. Судьи отдавали предпочтение своим соратникам по военной игре. Важно отметить, что судейство было анонимным, то есть судьи не могли рассчитывать на какое-либо вознаграждение за свою необъективность. Заметив это, психологи решили проверить, как скажется личный интерес на решения судей. Ребят предупредили, что при обнаружении «фаворитизма» они будут наказаны (правда, не очень строго). Однако эта угроза почти не повлияла на поведение судей – они продолжали «подсуживать» своим.
Из этого можно сделать два вывода:
1. Конкуренция и кооперация – это не просто два полюса одной шкалы. Это два необходимых и взаимодействующих процесса. В частности, именно конкуренция способствует кооперации людей для достижения целей;
2. Значительная часть людей готова к кооперации и даже к альтруизму, независимо от получаемой ими материальной выгоды, а иногда даже вопреки ей.
Одной из важных функций конкуренции, по мнению ряда исследователей, является то, что она порождает технические инновации. Действительно, европейская история последних 100–150 лет показывает, что внедрение инноваций и совершенствование уже готовой техники нередко происходит под влиянием конкуренции между фирмами-производителями. Однако далеко не всегда само возникновение инноваций обязано конкуренции. Действительно, автомобиль был создан отнюдь не в результате конкуренции между извозчиками, а электрическое освещение городов не финансировали фирмы, обслуживавшие газовые и масляные фонари. Закономерности возникновения инноваций гораздо сложнее; новые научные и технические (и не только) изобретения возникают, когда накапливается достаточный багаж знаний. Нередко их авторы и не думают о личной выгоде. Более того, история инноваций дает множество примеров того, что конкуренция может не только ускорять, но и тормозить внедрение более прогрессивных технологий. Так, нередки случаи, когда фармацевтические фирмы, в течение десятилетий производящие какое-либо лекарство, пытаются не допустить на рынок более дешевые аналоги – новинки, производимые другими фирмами. Известно, что Т.А.Эдисон, запатентовавший электрические светильники, всеми силами тормозил внедрение во многом более прогрессивных технологий Н.Теслы.
Большое прикладное значение имеет исследование кооперации при принятии решений . Самым наглядным примером, с которого, собственно, и началось исследование принятия решений, является суд присяжных. Немаловажно, какие факторы влияют на решение суда, поскольку от этого нередко зависит человеческая жизнь. Исследования показали, что присяжные (при прочих равных условиях) склонны в большинстве случаев выносить оправдательный приговор, независимо от реальной картины преступления. Этот результат был учтен в судах США; в частности, вопросы присяжным стали задаваться в такой форме, чтобы избежать тенденциозности присяжных.
Одной из важнейших проблем современного бизнеса и политики является вопрос о том, кто принимает лучшие решения: отдельный индивид или группа (модель кооперации). Экспериментально доказано, что в ряде случаев отдельный индивид может решить какую-либо проблему быстрее и лучше, чем группа. Проблема, однако, заключается в том, что заранее неизвестно, кто именно из заинтересованных лиц предложит наилучшее решение и каково это решение.
Индивид имеет преимущество перед группой тогда, когда необходимо принять решение очень быстро и в условиях очень большой неопределенности ситуации (например, в бою или во время аварии). Наоборот, групповое решение обычно оказывается более правильным и дальновидным, если необходимо определить долгосрочную стратегию, учитывающую множество факторов. Очевидно, что если члены группы будут конкурировать друг с другом из-за доступа к каким-либо ценностям, вместо того чтобы работать над выработкой эффективного группового решения, результат их работы окажется, скорее всего, отрицательным. Именно в этом состоит причина неэффективности многих деспотических режимов. Соратников Первого лица (будь то император или фюрер) больше заботит конкуренция из-за внимания шефа, чем правильность принятого им решения. Поэтому они и предлагают скорее решения, которые могут понравиться лидеру, чем те, которые приведут к положительному результату его политики.
Приведенные здесь примеры, как и многие другие, показывают, что не только стремление к кооперации, но и альтруизм столь же свойственны человеку, как и готовность к конкурентным отношениям. Не только в теории и идеологии, но и, самое главное, в практической деятельности, нельзя отдавать абсолютного приоритета ни одному из полюсов ч
Никому не будет хорошо рядом с вами, пока вам плохо наедине с самим собой…
В партнерских отношениях мы часто хотим достичь того, что нам не удалось в любви к своим родителям.
Но этого не будет, если сначала не заструится поток любви к родителям.
Берт Хеллингер
Быть женщиной - значит научиться быть "последователем", а не "рулевым".
Лучшее что может сделать женщина для мужчины – принять его таким, какой он есть, независимо от его достижений. Ему важно чувствовать, что его все равно любят. Энергия безусловной любви матери и жены дает внутреннюю опору. Так вырастает из мальчика – лидер, из неуверенного мужа – мужчина. Именно женщина дает энергию обрести силу.
.
Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
Притча об идеальных женщине и мужчине.
Жил один мужчина, избегавший уз брака всю жизнь, и когда он умирал в возрасте девяноста лет, кто-то спросил его:
- Ты так и не женился, но никогда не говорил почему. Сейчас, стоя на пороге смерти, удовлетвори наше любопытство. Если есть какой-то секрет, хоть сейчас раскрой его - ведь ты умираешь, покидаешь этот мир. Даже если твой секрет узнают, вреда это тебе не причинит.
Старик ответил:
- Да, я держу один секрет. Не то чтобы я был против брака, но я всегда искал идеальную женщину. Я провел все время в поисках, и так пролетела моя жизнь.
- Но неужели на всей огромной планете, населенной миллионами людей, половина из которых - женщины, ты не смог отыскать одну-единственную идеальную женщину?
Слеза скатилась по щеке умирающего старика. Он ответил:
- Нет, одну я все-таки нашел.
Спрашивающий был в полном недоумении.
- Тогда что же произошло, почему вы не поженились?
И старик ответил:
- Та женщина искала идеального мужчину...
Однажды, на прием к психотерапевту пришла молодая женщина лет 30 и сказала: «Я хочу выйти замуж, но только за миллионера. Он мне поможет привести себя в порядок – сделать пластическую операцию, выучится на дизайнера и воспитать моих детей…». Это было амбициозное заявление, психотерапевт тут же уточнила: «А как ты будешь его привлекать, чтобы хотя бы познакомиться?». Она посмотрела с удивлением: «Пусть сам со мной знакомиться…(а потом добавила после паузы)…Ну….не знаю…я ему готовить буду, ведь ресторанная пища ему надоела…». «Зачем, ведь у него есть повар?» Клиентка призадумалась. Она думала о себе, о решении своих проблем, как и старик из притчи, но никак не об интересах своей второй половинки. А, тем не менее, отношения – это целая наука, это интересы двух сторон.
Видеоролик о предназначении, о конфликтах в семье, о стадиях любви, о том, почему женщина не может выйти замуж, почему мужчина в 38 лет никак не может жениться, о деньгах и о том, какой бизнес процветает, о женской и мужской ответственности. И еще много мудрого о жизни.
И снова цитаты:
Верность – это сила, которая держит отношения. Мужчина, если он не видит в глазах женщины верность, он не может строить с ней отношения. Он не может приносить ей зарплату, потому что для него зарплата – это жизнь. Он отдает свою жизненную энергию той женщине, Которая ему верна. Верность означает: вот это мой единственный человек, с которым я связала свою жизнь, других мне не надо.
Олег Торсунов.
Влечение душ превращается в дружбу, влечение ума превращается в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только все вместе может превратиться в любовь.
Мужчина несет в семью благосостояние, активность, защиту, а женщина - настроение и теплую атмосферу.
Любовь Мужчины - лучший рецепт молодости и красоты Женщины…
А Любовь Женщины - лучший рецепт силы и успешности Мужчины.
Реальная близость возникает только тогда, когда вы становитесь полностью открытыми. Мы все скрываем тысячу и одну вещь не только от других, но и от самих себя.
И если вы готовы к близости, другой человек благодаря вашей смелости тоже решится на ответную близость. Ваши простота и доверие позволят и ему насладится своей простотой, невинностью, доверием и любовью.
Если вы начинаете осознавать, что боитесь близости, это может стать для вас моментом истины, стать революцией. Тогда вы начинаете отбрасывать все то, чего раньше стыдились, и принимаете свою природу такой, какая она есть.
Говорите только то, о чем вы думаете. Эта жизнь так коротка, и вы не должны тратить ее понапрасну, думая о всякого рода последствиях.
На этой земле жили миллионы людей, но кто помнит их имена? Вы здесь всего лишь на несколько дней, и они даны вам не для того, чтобы вы тратили их, живя в лицемерии и страхе.
Вы можете прожить всю свою жизнь, веря только в то, что о вас говорят, завися от чужих мнений. Мы всегда боимся-что о нас подумают другие? Когда о вас думают плохо, когда вас начинают осуждать, вы тоже начинаете осуждать самих себя.
Не учите других, не старайтесь их изменить.
Быть истинным - значит быть правдивым по отношению к себе. Это очень-очень опасно, и люди достигают этого очень редко, но когда вы достигаете этого, вы достигаете всего-вы достигаете такой красоты, такого благородства, о котором вы не могли и мечтать.
Ошо.
Косметика, красивая одежда, украшения, танцы, комплименты, массаж, цветы и сладкая пища улучшают состояние гормональной системы женщины. Ей нельзя это запрещать. Это ее здоровье.
Мужчина, это тот кто действует, а женщина это та, кто даёт силы или забирает силы, действовать. Женщина это среда, которая или катализирует деятельность, или наоборот сжигает ее.
Мужчины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют себя нужными.
Женщины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют, что о них заботятся.
Согласно ведическому знанию человек должен уменьшить свои ожидания от близких и увеличить выполнение своих обязанностей.
Насколько он будет способен это сделать, настолько он будет счастлив в семейной жизни.
Мужчины не решаются строить отношения, не берут ответственность за женщину, потому что боятся, что у них недостаточный материальный уровень. Но на самом деле женщине не нужна материальная помощь. Ее негативная судьба не приходит через то, что лишает ее денег или признания в обществе, а через глубокое чувство изолированности. Самое страшное из проявлений, как говорят Веды, тяжелой судьбы женщины - это ее ощущение: "Несмотря на то, что вокруг меня тысячи людей, я чувствую себя ужасно одинокой, изолированной". Самая большая помощь, которую можно ей оказать мужчине - это просто быть рядом, чтобы смягчить это ощущение.
.
Семья - это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые...
Гражданский брак – это, вроде бы дается возможность очень большие права людям – возможность жить, не расписываясь, очень удобно, да? Но, кто страдает от такого брака? Никто не думает об этом. Страдает женщина, потому что гражданский брак мужчину ничем не обязывает, если он уходит, женщина остается с ребенком. Она начинает страдать, потому что ей надо себя содержать и своего ребенка, а женское тело не предназначено для того, чтобы очень много работать и деньги добывать. Оно предназначено совсем для других целей.В результате, женщина испытывает огромные трудности. Таким образом, гражданский брак – это не достижение человечества!
Берегите друг друга, сейчас такое время, что очень сложно найти что-то действительно стоящее, настоящее! A мы из-за своей глупой гордости при малейшей ошибки, сразу же отказываемся от своего счастья...
Уважение мужчины к женщине - это принятие ответственности за нее и забота. Необходимо признать, что жена - самое хрупкое, нежное и важное существо во Вселенной - и в током настроении с ней общаться. Мужчине это очень сложно, потому что больше всего от женщины он хочет с e к c a.
Верность женщины красива тогда, когда она направлена на человека, который хоть сколько-то это ценит. А не на того, который всем своим видом показывает: "Ну, хочешь быть верной, давай, будь верной".
Поэтому у женщины вера связана с качеством верности. Если она слишком верит мужчине, она может стать наивной дурочкой. Если она совсем не верит мужчинам, она станет умной и одинокой. Вот два варианта: наивной и с разбитым сердцем или умной и одинокой.
Поэтому женщине важно выбрать достойного мужчину, чтобы не впадать в эти две крайности. И никогда не нести "досрочную верность" тому мужчине, который находится еще на стадии неопределенности, в то время как женщина уже придумала себе в голове, что он ее муж.
Девушкам надо знать, что именно серьезные молодые люди, которые ведут себя более сдержанно и есть настоящие мужья.
У мужчины на лбу написано, как к нему относиться. И пишет это жена.
- Что нужно сделать женщине, чтобы мужчина добился всего?
- Уважать своего мужчину.
Уважать женщине мужчину - это признавать его мнение. Если женщина соглашается с мнением мужчины, признает его, он готов сделать для нее все, что она захочет. А если она хочет показать, что она лучше, важнее и умнее, - то мира в семье не будет.
Женщине очень полезно на листок записывать положительные качества мужа - и постоянно список пополнять. Лучше даже в большую общую тетрадь:)
Почему в начале отношений человек воспринимается по одному, а через несколько лет, совсем по другому? Человека нужно воспринимать таким, как Вы к нему относились в начале отношений и понимать, что все остальное, это просто испытания, которые нужно преодолеть.
Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона.
Согласно Ведическому знанию, самая основная проблема в семейных отношениях, это незнание своих обязанностей. Как ни странно, многие люди считают, что обязанности в семье создают сами люди, которые живут в семье, т.е. я сам решаю, что должна делать женщина, что должен делать мужчина, и в результате этого происходят большие проблемы.
В Ведах говорится, что ум и разум бегут оттуда, где есть насилие. Когда сказано просто, человек принимает. Когда сказано с давлением, человек не может принять.
Мужчина отвечает за внешнюю жизнь семьи, за ее достаток, за ее отношение в обществе, за то, как будут жить дети в семье, как они будут воспитаны, за то, как семья прогрессирует в духовной жизни – за это отвечает муж. Жена отвечает за внутреннюю жизнь семьи. И, если женщина это не понимает, то никаких шансов у ней иметь счастливую семейную жизнь нет. Потому, что в женском теле существует преимущество одно – ум женщины, чувства женщины в шесть раз сильнее мужских. Поэтому женщина создает атмосферу в семье, которая действует по всем направлениям.
Сила женщины в ее слабости. В мужчине на уровне инстинкта заложено защищать слабого. Когда женщина начинает бороться с мужчиной (например, обвинениями, претензиями), тогда мужчина перестаёт чувствовать, что её нужно защищать и заботиться о ней.
Индусы говорят, что для каждого мужчины своя женя - самая красивая. Но если мужчина не заботится, тонкая природа женщины не раскрывается. Женщина живет, как закрытый цветок.
Люди, которые не обладают знанием о том, как правильно поступать, чаще всего делают прямо противоположные вещи. Они пытаются изменить своих родственников и, согласно Ведическому знанию, эта идея сама и такие поступки еще больше усугубляют проблемы в семейных отношениях, что ведет к полной деградации этих отношений.
Кокетство с не своим мужем - вид измены.
Если человек действительно изучает духовные знания, он знает, что не бывает дружбы между мужчиной и женщиной, а значит, эта дружба – не просто дружба, и дальше все пойдет по известной схеме. Те кто этого всего не понимают находятся под влиянием первого врага человека – вожделения.
Разум женщины - пушинка, он часто меняет свое мнение. У мужчины разум - паровоз. Его сложно двинуть, но если сдвинешь, то сложно остановить. И двинуть его можно только Любовью.
Жена - чистота мужа, муж - решимость жены.
Только внешне женщина слаба, но все силы в семью идут через женщину.
Если женщина слишком скупа - то мужчина не хочет работать, и тогда она сама начинает много работать.
Когда мужчина начинает ухаживать за женщиной, заботиться о ней, заботиться, выполнять обязанности, – это тоже обязанность, – вся гормональная система женщины силой ее спокойного ума начинает действовать так, что она вдруг становится потрясающе красивой именно для этого мужчины.
Если взять и глазами Святого посмотреть на скандал: Два человека ругаются, обзывают друг друга, начинают драться... Он видит, что один человек мучается и другой мучается, и они друг другу пытаются объяснить, что им больно...
Про женские аскезы.
Женская аскеза направлена на формирование характера, мужская связана с лишениями. Женщина не должна голодать, слишком рано вставать, водой холодной обливаться. Но женщины в основном это делают, потому что это проще для них. Но такие аскезы, мужские, огрубляют женское сердце.
Женские аскезы – это стирать с любовью, не просто стирать, а с любовью; не просто готовить, а с любовью, бескорыстно, не жадничать. Учиться благословлять: муж пошел на работу – благословить его: чтобы у тебя все хорошо было… Ребенок пошел гулять – то же самое. Женские аскезы связаны с женской жизнью: любить, заботиться, кормить голодных… Жертвовать, отдавать что-то из дому.
Женские аскезы очищают семью. Тогда женщина становится счастливой в жизни.
Верная жена становится лучшим другом для мужа, если этого нет, тогда в доме нет процветания, бедность.
Если вы относитесь к любимому как к самому лучшему, он будет хорошо к вам относится и в дом придет достаток.
Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.
А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
Абсолютное условие любви - это открытость; в идеале - взаимная, но порой - открытость со стороны одного любящего человека такая, что её хватает на двоих. Но открытость нам бывает страшна. Открыться значит стать уязвимым; открыться значит зависеть в своей радости и в своей боли от другого человека. А это сделать можно,только если в нас хватает веры в другого человека. ...
Однажды, один очень хороший человек рассказывал мне о любви… Он сравнивал сердце со скотчем, обычным клейким скотчем… Он сказал очень мудрую вещь, объяснив очень просто…
«Наше сердце, как скотч. Вот оторвали кусочек и приклеили на стену… Отклеили от стены и приклеили к шкафу, но он уже плохо клеится…Отклеили от шкафа и приклеили к подоконнику и все… клейкость пропала… скотч еле держится на подоконнике и его клейкости не хватит на то, чтобы приклеить действительно нужную вещь… Так же и сердце… Отдаешь одному, другому, третьему, а когда встречаешь того самого, единственного и самого лучшего – клейкости нет, нет огня, нет той былой нежности... и тогда уже поздно задумываться.»
Притча:
Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою
судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две
дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.
Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.
Это моё решение, и я это сделаю.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
Я хочу жениться именно на ней.
Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём
корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него
жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит:
сидит его друг, вокруг детишки бегают.
Как живёшь?
Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
Вот, познакомься. Это моя жена.
Как? Ты что женился ещё раз?
Нет, это всё та же женщина.
Но как это произошло, что она так изменилась?
А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.
Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания - вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.
Взаимоотношение - это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.
Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение - стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.
Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции его членов. Например. Открывается школа-интернат. Штатным расписанием предусмотрены директор, завуч, учителя, воспитатели и т.д. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.
Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:
Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые функции.
Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающие его намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.
Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. В личных взаимоотношениях не имеют силы. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижением друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.
Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.
Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношения равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения коллектива выпускаемой продукции.
Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:
Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.
Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.
В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.
Из этой статьи вы узнаете:
Попытки познать межполовые отношения и тонкую сферу эмоций предпринимались людьми с древности. Особенно много внимания уделялось любви: для нее придумывали определения, раскладывали на составляющие. Древние греки классифицировали три основных и три промежуточных типа любви. На основе этого знания социологи, психологи и философы строили собственные концепции и предположения, какими бывают межполовые отношения.
Если чувства развиваются так, чтобы быть крепче и продолжаться, то партнеры становятся более чуткими друг к другу, у них качественно развивается эмпатия, они становятся менее эгоистичными. Источник: Flickr
Психология отношений между мужчиной и женщиной
Психология отношений между людьмиЗдоровые отношения возможны только между зрелыми личностями.
Нездоровые отношения предполагают созависимость партнера от вредных привычек, некорректного поведения второй стороны. Созависимый партнер хитростью, уговорами, угрозами, подкупом управляет вторым партнером, поскольку сотрудничество между ними не налажено.
Разновидность нездоровых отношений – тиранически-виктимные, где один партнер выступает в роли жертвы и настолько привык к этому, что не осознает своего положения или осознает, но не хочет менять, а второй – в роли агрессора.
Типы отношений между мужчиной и женщиной
Типы отношений между людьми
На основе древнегреческой теории о типах любви канадский социолог Джон Алан Ли описал, какие бывают отношения между мужчиной и женщиной.
Это страстное влечение к объекту любви, в основе которого лежит половое желание и стремление овладеть партнером. Образ объекта идеализирован. Отношения развиваются бурно, со ссорами и примирениями, расставаниями и воссоединениями. Почти всегда в отношениях присутствует ревность. В качестве инструмента влияния применяется измена. Эрос – любовь очень молодых людей. Со временем она либо гаснет, не имея под собой существенных оснований, либо развивается в более крепкое чувство. Продолжительные отношения, основанные на эросе, разрушительно действуют на нервное и психическое здоровье, изматывают партнеров и эмоционально опустошают их, оставляя разочарование в закончившихся отношениях и сомнение в будущих.
- Сторге
Это глубокое чувство, развивающееся ровно, без перепадов. Основа такой любви – нежность, трепет, дружба между партнерами, общность интересов и взаимное уважение. Основанные на ней отношения могут длиться всю жизнь. Такая любовь темпераментным людям может показаться скучной, но именно она – самый зрелый и здоровый тип любви.
- Людус
Это своеобразное состязание между партнерами, любовь-игра с гедонистическим характером. Для такого рода отношений характерны недолговечность и частая смена партнеров. По отдельности ни один из них не ценен как личность для каждой стороны. Они только лишь средство развлечения. Если обоих партнеров устраивает подобная форма, то между ними складываются так называемые свободные отношения, которые могут быть довольно продолжительными. Со временем такие отношения либо изживут себя и распадутся, либо перейдут в иное состояние. Случается, что любовь-людус ложится в основу брака, где супруги ведут свободный образ жизни, но при этом привязаны друг к другу дружбой, бизнесом, творчеством или другими совместными вещами.
Три основные типа любви в сочетании дают три производных:
- Мания (эрос и людус)
Это нестабильная, опасная и разрушительная любовь. Ее синоним – одержимость. Один жаждет обладать и ревнует, другой играет этими чувствами и забавляется эмоциональными реакциями. Постоянные спутники этих отношений – напряжение, ослепление, навязчивость.
Подобные отношения заранее обречены.
- Прагма (сторге и людус)
Это рациональные отношения, развивающиеся ровно и спокойно. В их основе не случайно вспыхнувшее чувство, а разрешение себе испытывать это чувство. Причем разрешение взвешенно и объяснено самому себе. Прагма – любовь по расчету, а расчет строится на соображениях собственной душевной безопасности. Такие отношения могут стать длительными и даже счастливыми, если в них добавится элемент свободы и эмоциональности.
- Агапе (эрос и сторге)
Это редкий тип любви. Бескорыстное чувство, базирующееся на самоотдаче и самопожертвовании. Удивительное сочетание страсти и нежности, самозабвенности и преданности.
Если чувства развиваются так, чтобы быть крепче и продолжаться, то партнеры становятся более чуткими друг к другу, у них качественно развивается эмпатия, они становятся менее эгоистичными.
Из всех перечисленных типов собственно любовью можно назвать только сторге. Только в таком типе отношений возможна взаимная заинтересованность в душевном комфорте друг друга, духовном развитии, физическом здоровье. Именно подобные отношения могут стать основой крепкой семьи.
Главенствующее чувство в отношениях
Какое чувство самое главное?
Помимо любви взаимоотношения мужчины и женщины могут базироваться на других предметах.
- Расчет
Это уже не прагма, где объект любви оценивался с точки зрения личных качеств. При отношениях по расчету личность партнера ничего не значит. Интересны только деньги и имущество, что имеет партнер, его деловые связи, статус и положение в обществе, которые могли бы сыграть службу для второй стороны.
Отношения по расчету начинают циничные люди, которые не верят в любовь и отрицают бескорыстные отношения. Что касается партнера, обладающего благами, то он либо добросовестно заблуждается относительно чувств к нему, либо также строит отношения на расчете, получая в обмен на деньги, статусность и преференции, доступ к телу молодого привлекательного партнера, возможность демонстрировать его в своем окружении, удовлетворять с ним свои тайные потребности.
В течение жизни каждый создает те или иные отношения в зависимости от своих целей и чувств по отношению к партнеру — всё это весьма индивидуально.
- Страх
Страх может быть разного толка:
- Нежелание остаться в одиночестве.
- Боязнь осуждения («что-то с ней/с ним не так, раз до сих пор не вышла замуж/не женился).
- Опасение «не успеть» построить семью и родить детей, хотя «уже пора».
Подобные переживания свойственны неуверенным в себе людям с заниженной самооценкой, зависимым от чужого мнения.
Часто подобными мыслями руководствуются родители, воспитывающие ребенка в одиночку, особенно женщины. Им кажется, что «с довеском» они никому не нужны и потому нужно хвататься за любую возможность устроить личную жизнь.
Очень быстро наступает разочарование в партнере и недовольство наскоро построенными отношениями. Они либо распадаются, либо сохраняются из тех же соображений, из каких были начаты.
- Дружба
Возможность дружеских отношений между мужчиной и женщиной многие ставят под сомнение, полагая, что она либо начинает, либо завершает любовные или интимные отношения, но все же есть примеры долгой взаимной межполовой дружбы, которая зачастую оказывается крепче дружбы между представителями одного пола.
- Интимная близость
Какие ещё бывают взаимоотношения? Если связь кратковременная, то кроме полового влечения людей не связывает ничего. Удовлетворение половой потребности обычно означает окончание едва начавшихся отношений. Если же они приобретают долгосрочный характер, то перерастают в один из любовных типов.
- Постоянное ухаживание
Случается, что человеку хочется красивой картинки, романтической сказки, но при этом он либо не желает постоянных отношений, либо боится их начинать. В таком случае пара начинает встречаться, переживает период свиданий, прогулок, букетов и прочих атрибутов начального периода. Но как только один из партнеров делает шаг к развитию, второй тотчас обрывает отношения. Причины могут быть какие угодно – от нежелания развития именно с этим партнером до глубокой психологической травмы.
Виды отношений между мужчиной и женщиной разнообразны. В течение жизни каждый создает те или иные отношения в зависимости от своих целей и чувств по отношению к партнеру — всё это весьма индивидуально. Главное — относиться друг к другу искренне и с добротой.