Методические советы родителям от учителя русского языка "как помочь ребенку хорошо учиться".  Как помочь детям хорошо усваивать русский язык Как помочь ребенку с русским

Как добиться абсолютной грамотности любого ребёнка-школьника

даже при врожденной безграмотности?

У моего - врождённая безграмотность!

А мой в меня пошёл,
я всегда безграмотно писала!

Мои дети в отца пошли,
а у того всегда по русскому «двойки»!

Вырастет - запишет грамотно!

Развенчиваю мифы о способах грамотного письма

  • Школьные навыки (а грамотное письмо - школьный навык) не передаются генетически, не являются функцией биологического созревания.
  • Навык грамотного письма никогда не появится из ниоткуда каким-то волшебным образом.
  • Навык грамотного письма не появится после стократного посещения разных психологов.
  • Врождённая безграмотность (тот смысл, который все родители обычно вкладывают в это слово) - тоже не оправдание неграмотного письма.
  • Да и то, что читающие дети поголовно все пишут грамотно, тоже миф.

Ребёнок пишет безграмотно.

Кто виноват и что делать? (вечный русский вопрос)

Виноваты в наше время:

  • Наш слишком активный строй жизни, при котором всё меньше и меньше своего личного времени родители уделяют ребёнку. Боюсь, идём к тому, что лет через двести наших детей будут с колыбели воспитывать роботы.
  • Через двести лет роботы, а сейчас планшеты и компьютеры занимают, к сожалению, 70% времени наших молчащих детей. Без развитой, богатой, хорошей устной речи - грамотной письменной речи появиться гораздо сложнее.

Что делать?

1. Знать правила. Когда? Всегда. То есть их понять и выучить. Не просто прочитать… не поучить… не знать вчера и раньше, а понимать, знать и помнить с 7 лет до 17 лет. Потом эти знания Ваш ребёнок (как и Вы сейчас) будет применять автоматически, уверяя уже своих детей, что правила он не учил, а просто вот таким грамотным и родился (сколько я этих ваших высказываний слышу на лекциях и семинарах… вот, уже на сайте ВСЕМ пишу! Не передаётся грамотность ни генетически, ни по наследству, ни волшебной методикой без учения и понимания правил и ежедневного письма))) И Золотой Рыбки НЕТ, и Волшебной Палочки НЕТ, чтобы легко и быстро научиться грамотно писать! Не ищите лёгких путей, не введитесь на заманчивые обещания некоторых методик! Не поможет - только время упустите).

2. По каким книгам в каждом классе надо учить необходимые правила для грамотного письма вовремя , без лишних затрат времени, нервов и денег и методически верно - прочитайте .

3. Писать диктанты . Когда? Всегда. Единственный кратчайший путь к грамотному письму - писать диктанты каждый день. Хотя бы по 3-5минут. Но систематически, каждый день. Заманивайте детей на это чем угодно: объяснениями, конфетами, подарками, ласковым словом, обещаниями, любыми бонусами. Потому что именно письмо под диктовку формирует на практике навык грамотного письма. ВИТАМИНКА ГРАМОТНОСТИ - ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. У всей Вашей семьи впереди ГИА и ЕГЭ …

Уважаемые родители, бабушки, дедушки,
старшие сёстры-братья и репетиторы!

Диктант на каждый день - это совсем не обязательно большой текст контрольного диктанта. Огромный эффект вы уже заметите через месяц-два диктовки по 2-3-4 предложений из любого диктанта, который вы выберете из сборников диктантов для начальной школы нужного класса.
Прошу только не экспериментировать над детьми и не диктовать беднягам тексты из газет. Почему-то это излюбленный приём многих пап и бабушек)))

Уважаемые учителя!
Вот два вида систематической работы с диктантами, которые позволили добиться 100% грамотности в моих классах.

Вид первый

Я сама преподавала в школе много лет и знаю цену каждой минуты. Мне нелегко было каждый урок не только давать мини-срез знаний, чтобы понять, кто из моих учеников и что именно он действительно усвоил (а не просто поднял руку вместе со всеми в конце урока, отвечая на вопросы: «Поняли? Понравился урок?»), но и давать ученикам возможность каждый день писать под диктовку 3-4 предложения. Не успевали написать 3-4 предложения - писали 1-2 предложения.

Вид второй

Каждый понедельник я раздавала детям лист формата А-4 с 5-тью диктантами, в которых были пропущены все виды пройденных орфограмм (про орфограммы - ). Я сообщала, что в пятницу я буду на оценку в журнале диктовать один из этих диктантов. Как хотите - так и готовьтесь. Или не готовьтесь. Самые старательные дети не только вставляли во всех диктантах нужные буквы в пропущенные места, вспоминая верную орфограмму, но и писали их под диктовку родителей. Некоторые дети только вставляли пропущенные орфограммы и писали 1-2 диктанта, некоторые писали один диктант и устно проговаривали орфограммы. Кто-то, бывало, вообще «забывал» про этот чудесный лист, но в пятницу был диктант. Всегда.

Вот из этих диктантов-дырочек (как любовно называли их ученики) и родились книги: «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 1-2 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 3 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 4 класс».

Так как «дырочек» в диктантах было много, и многие родители уже не справлялись не только с 3-им или 4-ым классом, а и со 2-ым (не знали, какую букву надо выбрать или написать), то я, специально для родителей, давала тексты-ответы для удобной диктовки. Так появились книги :

Отдельная страница с текстовыми и звуковыми диктантами -

Правила

1. В каждом пособии собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма.

2. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок контрольные диктанты, тесты, изложения, эссе, сочинения и другие проверочные работы.

3. В пособие вошли основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку.

  1. Большой сборник диктантов по русскому языку. 1-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. В начале каждой темы написано правило. В сборник вошли диктанты по всем темам курса русского языка для начальной школы. Пособие можно использовать для проведения контрольных и проверочных работ, для закрепления пройденного материала, а также для самостоятельной работы дома.
  2. Диктанты повышенной сложности 3-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Усложнённые диктанты для более глубокого усвоения материала.
  3. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 1-2 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
  4. Контрольные диктанты по русскому языку 1-2 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. В комплекте - книга с этими же диктантами, но на каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  5. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 3 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Книга с диктантами-дырочками. На каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. В комплекте есть книга с диктантами-ответами, по которой ещё и удобно диктовать. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  6. Контрольные диктанты по русскому языку 3 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
  7. Подготовка к контрольным диктантам 4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Книга с диктантами-дырочками. На каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. В комплекте есть книга с диктантами-ответами, по которой ещё и удобно диктовать. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  8. Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. (К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. В комплекте есть книга с этими же диктантами, но на каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.)


Добрый день, уважаемый студент! Эта статья больше подойдет родителям -иностранцам, которые хотят обучить своих детей русскому языку, ведь на данный момент есть пособия, но они описывают школьную грамматику, в основном, и родителям достаточно тяжело самим её освоить, не говоря уже про маленьких детей. Очень часто я вижу семьи, где ребёнок уже говорит на своём родном языке, но, проживает, например, в России или планирует переехать вместе с родителями.

Первое, что я советую делать, это играть со своим ребёнком в карточки. Для этого не обязательно покупать какие-то материалы, потому что не у всех есть возможность, да и не часто они есть в наличии в магазинах. Можно взять лист бумаги или лучше картон, чтобы карточки не рвались, а оставались подольше в целости. Разделим картон на небольшие квадраты и впишем или впечатаем слова. Если ребёнок маленький, можно на этих карточках нарисовать или взять с интернета небольшие рисунки и наклеить рядом со словом. Например:

Карточка - в неё записываем слово " мама" и рисуем или вклеиваем своё фото.

Первое время ребёнок будет показывать на вас, но вы должны при этом говорить вслух "мама" и стараться повторять до тех пор, пока ребёнок не повторит за вами. В маленьком возрасте- около 3-5 лет, дети очень быстро осваивают слова, поэтому можно еще сделать книжку. Если нет возможности взять рисунки с интернета, можно нарисовать самим, например:

Вы выбираете тему "Погода", выписываете все слова связанные с погодой на русском языке:

Небо и рисуете к каждому слову свою картинку, можно её раскрасить, сделать тучам лицо

Это помогает ребёнку в освоении материала, так ему будет интереснее разглядывать и запоминать. Не забываем проговаривать слова, старайтесь говорить чётко и не спеша, чтобы ребёнок уловил название слова:

Смотри, что это (показываете пальцем на карточку) - это солнце (можно на родном языке ему сказать, что солнце улыбается или машет ручкой, но обязательно проговаривайте слово "солнце" на русском)

Из карточек можно складывать картинку, когда ребёнок подучит слова по какой-то теме, например, по погоде, можно рассказать ему рассказ, употребляя небольшие предложения:

Солнышко светит, цветочки начали расти, бабочки летают над ними. В корзине много фруктов: бананы, яблоки, груши и виноград. Сейчас (назвать имя вашего ребёнка) будет их кушать. Вот такое у нас лето (показать на картинку).

Слова: солнышко, цветочки, бабочки, фрукты, бананы, яблоки, груши и виноград, лето являются ключевыми, их вы должны были с ребёнком выучить, а потом пусть он вам показывает и рассказывает историю, когда ребёнок назовёт слово, например, солнышко и будет ждать от вас помощи, чтобы назвать, например, глагол, вы ему помогите и скажите: "светит" и пусть он повторит.

С детьми постарше можно играть в слова за обедом или ужином, когда вы никуда не спешите, можно подключить еще человека, чтобы был дух соперничества, например:

А давайте поиграем в слова, я вам буду загадывать слова, описывать их, а вы должны угадать это слово.

Он зелёный, мы любим кушать его с разными блюдами, его добавляют в салаты. Что это?

Кто быстрее угадал, тому ставите плюс и поощряете. Повторять эту игру надо периодически.

Чтобы выучить с ребёнком части тела, а дети очень любят эту тему, надо взять куклу или любимую игрушку и показывать на ней части тела, чтобы он повторил. Потом можно поиграть на то, кто быстрее покажет часть тела, вы называете по-русски, например: "уши" или "ушки" и он должен взять себя за уши. Если ребёнок ошибается, вы должны показать ему на уши и объяснить на родном языке. Иногда ребёнок будет говорить на родном языке, делайте вид, что не понимате и повторяйте на русском. Процесс достаточно трудоёмкий, но, чем быстрее вы начнёте учить детей русскому языку, тем лучше.

Консультация для родителей начальной школы: «Как помочь ребенку добиться успехов по русскому языку»

Цель: оказание помощи родителям в осознании причин трудностей обучения письму и определении способов коррекции.
Продолжительность: 40 мин.
Категория участников: родители учащихся начального звена школы.

Ход консультации:

Чтение и изучение русского языка связаны друг с другом самым тесным образом. Поэтому любовь к чтению, к книгам многие стараются привить своим детям еще в младшем возрасте. Сначала это совместное разглядывание иллюстраций, беседы. У малыша появятся любимые книжки с картинками, чтение которых станет ритуалом, и вскоре он будет цитировать их содержание практически наизусть.

В начальной школе начинается важнейший этап становления лингвистической грамотности. Все крючки, соединения, образцы букв, предложенные учителем, обязательно должны прописываться. Приобретите прописи и поработайте над почерком вместе. К почерку проявляйте требовательность, твердость и последовательность. Выполняйте следующие требования: соблюдение орфографического режима, подчеркивание опасных мест, выделение орфограмм. И, конечно же, выполнение домашних заданий должно быть под контролем. Это отнимает много времени, тяжело, но только так вы войдете в ритм учебной деятельности, приучите ребенка к обязательности и ответственности. Если вы не поработаете над почерком и ведением тетрадок в начальной школе, в дальнейшем будет сложно что-либо изменить. Не упускайте возможности позаниматься и на каникулах, не перегружая ребенка.

Следите за «комплектацией» портфеля и пенала школьника. Все учебники и тетрадки должны быть обернуты, лежать аккуратно, чтобы не измяться. В пенале должна быть запасная ручка, простой карандаш, резинка, точилка. Необходимы также блокнот или тетрадь для черновика. Приучите разборчиво записывать домашнее задание в дневнике. Еженедельно просматривайте дневник и расписывайтесь. Никогда не ругайте ребенка за «двойки», выражайте свою озабоченность, обсуждайте, сочувствуйте, помогайте. Поможет и доля юмора. Так вы сохраните взаимное доверие.

Ходите на родительские собрания. Не стесняйтесь подойти к учителю и спросить об успехах ребенка, получить рекомендации. Если ребенок отстает, например, в скорости письма от всего класса и поэтому пишет неаккуратно и с ошибками, необходимо дополнительно позаниматься дома. Заведите тетрадь по чистописанию. Пусть ребенок в свободное время аккуратно списывает страницы любимой книги, укрепляет руку. Обязательно обсуждайте с ним результат, поощряйте за успехи. Ведение тетради для списываний – отличное упражнение для совершенствования техники чтения.

Ребята со временем не только быстрее пишут, но и лучше читают. Следовательно, повышаются оценки по всем устным предметам. Следите за выполнением заданий по литературному чтению: тексты должны быть прочитаны, стихи выучены, подготовлены ответы на вопросы. Еще раз подчеркну: чтение и письмо связаны теснейшим образом, чтение способствует выработке орфографической зоркости.

Что надо не забыть сделать
1. Напомнить ребёнку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.
2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребёнок может его не делать и не записывать.
4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребёнок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.
5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребёнок делал уроки в одно и тоже время.
6. Помогать ребёнку делать домашнее задание и проверять то, что ребёнок сделал.
7. Научить ребёнка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.
8. Показывать пример организованности и собранности.
9. Принять, что двойки и тройки в процессе учёбы неизбежны, поэтому важно не ругать ребёнка за них, а наоборот, помочь разобраться.
10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребёнок отличник или ударник – мы все разные.
12. Ребёнку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.
13. Если ругать ребёнка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребёнка. Даже самый умный ребёнок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность.
14. Не требовать от ребёнка больше, чем он может в данный момент.
15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребёнка только пятёрок или четвёрок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребёнка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
16. Важно учить ребёнка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
18. Никогда не сравнивать достижения ребёнка с другими детьми.
19. Ребёнок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребёнком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2».
21. Важно ребёнка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

В завершение консультации хотелось бы дать совет: создайте ребенку условия для выполнения уроков. Не мешайте шумом, гостями, музыкой, телевизором, выяснением отношений. Демонстрируйте личный пример уважительного отношения к знаниям, к книге, к русскому языку.

Как помочь детям хорошо усваивать русский язык.

(Советы родителям)

Знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, русский язык - один из самых трудных школьных предметов, требующий большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраивают домашние диктанты. Но этого недостаточно.

Чтобы помочь детям хорошо усваивать русский язык, надо понимать, какие способы умственной работы существуют, какие особенности памяти и внимания лежат в основе овладения грамотностью. Как учить ребенка этим способам умственной работы, как развивать у него нужные виды памяти и внимания? Чтобы эта помощь была результативной, надо знать причины, которые лежат в основе испытываемых учеником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что он не знает правил или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда они вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и писание диктантов - недостаточно эффективная помощь.

Чтобы усвоить правила русской орфографии и быстро и точно применять их, ученик должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них - умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». Это умение на уроках русского языка требуется буквально на каждом шагу. Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных связано с быстрой (по ходу письма - молниеносной) мысленной подстановкой проверочного слова. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица не , в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли ученик подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.

Быстрый поиск нужных слов в памяти - совсем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задачку. Вспомните существительные среднего рода, которые кончаются на -зо . Сколько совсем неподходящих слов (Крузо, Карузо ), а то и просто фантастических (арбузо, кукурузе ) всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся простые и хорошо знакомые пузо и железо .

Умеет ли ваш сын или дочь находить в памяти задуманные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове полосатый две безударные гласные - о . Для этого надо подобрать два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое - с ударением на втором (например, полосы и полоски ). Сколько времени займет этот поиск? Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же ребенок «лезет за словом в карман» - не все в порядке. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки путем подстановки родственного слова. Долгие раздумья над каждым словом невозможны, и ребенок не успевает произвести все нужные проверки. Поэтому ученики нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения. Чем старше ученик, тем больше в своей письменной речи он пользуется словами, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем не легко: например, к таким обычным для сочинений старшеклассников словам, как впечатление, воплощение, отражение, наслаждаться и др.

Как помочь вашему сыну или дочери быстро находить нужные слова?

Словарный запас каждого человека может быть пассивным и активным. Пассивный - это понимание слов, активный умение ими свободно пользоваться. Уже младшие школьники пассивно владеют основным словарным запасом русского языка (кроме специальной терминологии). Что же касается активного словарного запаса, он у разных людей различен. Хрестоматийный пример: героиня знаменитого романа Ильфа и Петрова людоедка Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два слова. Активный словарный запас у детей школьного возраста нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить хорошо знакомые слова.

Вспоминать слова, необходимые для применения орфографического правила, например, подбора однокоренных слов, бывает гораздо труднее, чем использовать те же слова в связной речи.

Чтобы осуществить переход от пассивного владения словарным запасом родного языка к активному, развить умение быстро подбирать слова как дли выражения своих мыслей, так и для решения орфографических задач, требуется длительная, настойчивая и разнообразная тренировка. Оговоримся: настойчиво тренировать ребенка - совсем не значит систематически заставлять, принуждать. Принуждение никогда не приводит к развитию способностей. Если же вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, тренирующему нужную способность, то это занятие может стать увлечением, любимой игрой и положительно скажется на умственном развитии ребенка. Интуитивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие широко распространенные детские игры.

Детские игры в слова

Дети часто играют в «придумывание» слов: вспоминают названия городов по заданной букве, названия животных по первой и последней букве и др. Предложите детям вспомнить слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (тот, шалаш, топот и т.д.). В дождливые каникулярные дни можно из длинного слова составлять слова из различных комбинаций букв, входящих в это длинное слово. Широкое распространение и удивительная живучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствуют об их необходимости для умственного развития детей: играя, дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

Если эти игровые формы наполнить грамматическим содержанием, польза будет двойная, ребенок научится «не лезть за словом в карман» при усвоении и применении соответствующих правил.

Самый распространенный прием - «придумайте пример на данное правило» становится увлекательной и педагогически эффективной игрой, если задание видоизменить следующим образом: «найдите как можно больше примеров». Такие задания позволяют активизировать в сознании и собирать вокруг правила большой массив слов. Вспомнить эти слова во время письма и мысленно соотнести их с нужным правилом после такой игры детям будет значительно легче. А главное -при выполнении таких заданий тренируется языковая «готовность памяти» - способность быстро «выдать на-гора"» понадобившееся слово.

Процесс поиска слов очень увлекает: приходилось сталкиваться с такими случаями, когда дети, придумавшие и записавшие в тетрадь нужный ряд слов, возвращались к этой работе через день, два, неделю после выполнения задания и дописывали ряд новыми пришедшими в голову словами.

Придумывание словесных рядов может быть сильно затруднено тем, что дети не знают, в каких уголках хранящегося в памяти обширного склада слов искать нужные. В таких случаях наводящий вопрос взрослого очень оживляет придумывание, в особенности, если этот вопрос направляет детей в область интересной для них реальности. Например, если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (нч, чн, чк, нщ и т.д.), то после общеизвестных бетонщик, обманщик, каменщик и нянчить дети быстро выдохнутся. Нужный ряд слов заметно вырастет, если посоветовать: «Вспомните, как называются различные виды варенья, мороженого».

Задание «Назовите сложные существительные, которые пишутся через дефис» - приведет к вялому припоминанию двух-трех слов типа диван-кровать или булочная-кондитерская . То же самое задание с добавлением «адреса» (поищите такие слова в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.

Заставим память потрудиться отыскать нужное слово. Приемы здесь очень разнообразны - это игры, загадки, шарады, кроссворды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, различного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-либо другим способом «добыть» нужное слово гораздо полезнее, чем записать слово под диктовку или переписать из книжки, вставляя пропущенную орфограмму.

Вот примеры игровых заданий , требующих «добывания» нужного слова.

Догадайтесь, какие слова пропущены в следующих предложениях. Запишите эти слова и объясните, почему в одних пишется -aн-, -ян-, а в других -анн-, -янн-.

1) Была у зайца избушка лубяная, а у лисы...

(Ответ : ледяная .)

2) Андерсен написал сказку о стойком... солдатике.

(Ответ : оловянном .)

3) Жил петушок, золотой гребешок, ... головушка, шелкова бородушка.

(Ответ : маслена .)

К данным прилагательным подберите антонимы (слова, противоположные по смыслу), содержащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясните правописание непроизносимых согласных в этих словах: письменная речь, ясная погода, веселая песня, печальное известие.

(Ответы : устная речь, ненастная погода, грустная песня, радостное известие. )

К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:

Больничный лист (ответ : бюллетень).

Асфальтированная дорога (ответ : шоссе).

Пояснение, толкование к какому-нибудь тексту (ответ : комментарий).

Огромное значение имеет раннее знакомство учеников с различного вида словарями, особенно с толковыми. Хорошо, если такие словари имеются дома. Знакомство с орфографическим словарем можно сопровождать игрой: «Кто быстрее?». Для этого родители читают любые слова из словаря, начинающиеся на разные буквы, а ученик находит это слово, записывает в тетрадь, несколько раз проговаривает, подчеркивает трудную орфограмму (игра на время). С найденными словами предложите составить словосочетание или предложение, а если есть время и желание, можно попытаться вместе составить рассказ, включив в него несколько выбранных слов. Предварительно важно выяснить лексическое значение всех слов

Хороший результат в работе с трудными орфограммами дает тематическая классификация слов. 15 игре «Кто больше знает слов?» дети самостоятельно подбирают слова, распределяют их по колонкам и называют тему - заголовок колонки. Могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Полезные ископаемые», «Морские животные», «Вокзал», «Магазин» и т.д.

Печальная уверенность в том, что правила не помогают, живет в сознании огромного числа школьников. Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему ребенку одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том. что у школьников, знающих конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.

Что такое общие умения?

Прежде всего, умение различать части речи , то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как каждое правило «нацелено» па определенную часть речи. Так, подавляющее большинство школьников прекрасно знает, что деепричастный оборот необходимо выделять с двух сторон запятыми, но не делает этого либо потому, что путает деепричастия с другими частями речи, либо потому, что вообще» «не узнает их при встрече», не замечает их присутствия в тексте. Поэтому умение различать части речи - одна из важнейших предпосылок правильного применения правил.

Второе» необходимое для грамотного письма общее умение - это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существительных, ученики не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.

Третье важное умение - это умение «видеть» состав слова , то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и окончания. Правила относятся чаще всего не к словам вообще, а к их частям. Более того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после ц : и или ы? ) имеет одно решение для корня и совсем другое - для окончания. Поэтому, путая части слова (а это бывает очень часто!), дети не сумеют применить даже хорошо знакомые правила.

Четвертое умение, необходимое для грамотного письма, - это умение анализировать звуки русской речи : различать глухие и звонкие согласные, выделять шипящие и т.д. Без этого умения невозможно применить целый ряд правил.

Еще одно умение, без которого бесплодно знание любого грамматического правила, - это умение видеть, где его требуется применить , своеобразная орфографическая и пунктуационная зоркость. Без такой зоркости, например, ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима такая проверка.

Итак, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме «опасные места», требующие применения правил. Развитием этих умений надо заниматься на протяжении всего курса обучения: «пройти» за один-два дня здесь ничего нельзя. Как спортсмен, стремящийся к высокому уровню мастерства, ежедневно проделывает разнообразные виды физических упражнений, так и школьник, стремящийся стать грамотным, должен не только систематически «проходить» текущий учебный материал, но и постоянно упражняться для развития всех перечисленных умений.


Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «elerun.ru» — Твой малыш - Портал для родителей